Среда, 26.07.2017, 15:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Октябрь » 6 » Психология здоровья человека Никифорова

Психология здоровья человека Никифорова

Просмотров: 1508
18:46
Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии. Она определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Она изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни».

Среди основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей можно выделить следующие:

Оценка роли поведения в причине развития болезней
Предотвращение нездорового поведения
Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов).
Оценка роли психологии в переживании болезни, изучение роли психологии в лечении болезни.
Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов

Какая связь между психикой и телом?


Психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов. Понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику.
Недавно Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) объявил набор в Магистратуру психологии здоровья. Слушатели получат возможность самостоятельно разрабатывать и внедрять индивидуальные, групповые и коллективные программы под руководством опытных экспертов, ориентируясь на собственные профессиональные интересы и потребности; овладеют современными технологиями аудита и менеджмента здоровья. Поступить в Магистратуру могут все желающие, имеющие высшее профессиональное образование любого уровня (бакалавр, специалист, магистр) в области психологии, педагогики, других гуманитарных наук или в области биологии, медицины. Подробнее

Какие задачи решаются?


Один из главных вопросов прикладной психологии здоровья – как мотивировать людей на сохранение и укрепление собственного здоровья? Даже для тех, кто декларирует здоровье как ценность, ответ на вопрос, как заставить себя быть здоровым, выглядит очень размытым.

Другой важной исследовательской проблемой психологии здоровья является вопрос о способах и возможностях взаимодействия личности и болезни (совладание, управление болью и т. п.). Существует большое количество материалов, представляющих разнообразные варианты попыток решения данной проблемы. В частности, исследуются психологические предикторы выздоровления и протекания болезни. Было, например, показано, что оптимизм пациентов, проходящих лечение панического расстройства и/или агорафобии, влияет на эффективность лечения, помогает им сопротивляться дистрессу, повышает эмпатию, а также способствует оптимизму врача.

Третьей важной проблемой где психология здоровья является проблема саморегуляции. Даже если у человека присутствуют намерения сделать свое поведение более ориентированным на здоровье оно зачастую остается нереализованным. Потому что многие люди так и не переходят от желания к конкретному поведению. За последние десятилетия наблюдается изменение характера заболеваний: меняется соотношение «не зависящих от поведения человека» (пневмония, туберкулез и т. п.) и «поведенчески обусловленных» (рак, ВИЧ/СПИД, зависимости) в сторону увеличения последних. Современные исследования показывают, что причиной возникновения многих заболеваний являются курение, пищевое поведение, употребление алкоголя и т. п. Люди, даже понимая опасность, вред привычных и часто приятных им способов поведения, не находят в себе достаточно сил и навыков, чтобы изменить его.
26-29 сентября 2011 года в Москве в Московском городском психолого-педагогическом университете состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни». Конференция предполагает широкое обсуждение темы здоровья: от отдельных заболеваний и проблем профессионального спорта до социальных и психологических аспектов сохранения здоровья и поддержания здорового образа жизни. Подробнее

А есть ли перспектива?


В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Этому факту свидетельствует большое количество литературы, разработок посвященных данной проблематике. В США внедрено уже более 5 тысяч программ по охране психического здоровья. В Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье-21 – Здоровье для всех в 21-ом столетии».

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. Но уже на данный момент тема психического, в том числе и профессионального, здоровья поставлена в ряд первоочередных задач. В последние годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по психологии здоровья. В апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья.

Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не только со стороны представителей психологической науки — дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

Это выражение касается не только того, что можно съесть или выпить. Сказанное во много раз более актуально для человеческого разума, который ежесекундно перерабатывает весьма немалые дозы мыслей (информации). Причем, с годами, перерабатывается, в основном, уже не новая входящая информация, а все больше – имеющиеся (накопившиеся) мысли.

Постоянно возникающие и исчезающие идеи, круговорот поступающих знаний, образов, впечатлений и пр. не дают "превысить дозировку” мыслей по какой-либо конкретной теме. Но, если постоянно крутить в уме одно и то же (зациклиться), то: (а) нужно совершать мысленные усилия, чтобы оставаться сосредоточенным на этой идее-фикс, (б) нет места новым идеям и решениям.

Быть сосредоточенным, собранным, сфокусированным учат с самого детства. Отсюда, формируется и привычка постоянно жевать в разуме жвачку одних и тех же мыслей. Уже и потребности такой нет – уроки делать не надо, совершать над собой усилие во имя оценок нет нужды, но привычка осталась.

Неосознанная привычка крутить одни и те же мысли – это привычка разума, которая сама по себе неэффективна (об этом мы говорили ранее). Но плюс к разрушительному эффекту привычек, как таковых, прибавляется еще воздействие тех мыслей и образов, которые циклически прокручиваются в разуме.

Каждая мысль вызывает в разуме одну из двух реакций – принимаю или отталкиваю. Реакция отталкивания сама по себе требует значительных мысленных усилий. Но если это уже неосознанная, привычная реакция, то силы на нее расходуются постоянно и без нашего контроля. А по принципу "подобное к подобному”, сил, со временем, будет требоваться все больше и больше.

В нашей жизни разум тесно связан с телом. Соответственно, любые процессы в теле находят отклик в разуме и наоборот. Каждая мысль-реакция в разуме ассоциативно связана с той или иной реакцией в теле – усилием, напряжением, которые создаются в организме. Причем, если в течении многих лет неосознанно (по привычке) мы формируем и поддерживаем в разуме одну и ту же реакцию, то в теле, соответственно, "под напряжением” находится один и тот же орган (система).

"Передозировка” таких мыслей-реакций и приводит, в конце концов, к отравлению сначала разума, а затем и тела.

Реакции отторжения (отталкивания, неприятия, сопротивления, отрицания и т.п.) относятся к негативным реакциям человеческого разума. Их в разных традициях называют негативными эмоциями, злом, пороками, грехами и пр. Суть не в названии, а в тех процессах, которые эти реакции порождают. А процессы довольно закономерны и ассоциативные связи между мыслями и тем, к чему их постоянное присутствие в разуме приводит, существуют.

Мысли, которые мы задерживаем в своем разуме, влияют на события нашей жизни. Более того, они являются определяющим фактором в судьбе любого человека (правда, этот тезис не так очевиден, т.к. до 95% привычных мыслей мы не осознаем в своем разуме).

Однако, в данной статье мы рассмотрим, как наши мысли влияют на наше тело, в частности, на его здоровье. Мы рассмотрим ассоциативные связи между негативными мыслями-реакциями, которые долгое время привычно крутятся в разуме, и болезнями, которые из-за них возникают.

Представленная ниже подборка подготовлена на основе материалов Центра Интеллект (www.sdobr.ru), собранных в течение нескольких десятилетий практической работы.

Нижеприведенные материалы являются обобщенными, не направленными на решение индивидуальных проблем, но отражают закономерности во взаимосвязях между мыслями-реакциями в разуме и болезнями тела, а также иллюстрируют на практике высказанные выше идеи.

Психология здоровья. Под ред. Никифорова Г.С.


Первый в России учебник `Психология здоровья Никифорова скачать` посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. Само понятие здоровья трактуется как системный феномен. В книге рассматриваются слабо разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека. Учебник предназначен студентам, аспирантам и преподавателям факультетов психологии университетов. Он может быть интересен и полезен философам, педагогам, врачам, социальным работникам - всем, чьи профессиональные интересы так или иначе связаны с темой здоровья.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление 11
Глава 1. Психология здоровья 12
История становления и современное состояние. 1 2
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры 19
Определение психологии здоровья и задачи исследования 26
Взаимосвязь с другими науками 28
Психологические факторы здоровья 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Глава 2. Здоровье как системное понятие». 41
Значение здоровья и подходы к его определению 41
Идея системности в толковании понятия здоровья. 44
Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни 50
Критерии психического и социального здоровья 55
Исследование представлений о критериях здоровья. 61
Контрольные вопросы 66
Литература 66
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье 67
Глава 3. Физическое здоровье 68
Понятие «физическое здоровье» 68
Факторы физического здоровья 70
Адаптационные резервы организма 73
Двигательная активность и физическое здоровье 79
Оценка и самооценка физического здоровья 81
Контрольные вопросы 88
Литература 88
Глава 4. Гармония личности 90
Здоровье и гармония 90
Понятие гармонии личности 91
Гармония внешнего и внутреннего пространства личности 92
Гармония личности как гуманитарная проблема. 93
Гармония отношений личности. 97
Гармония развития личности 98
Духовное бытие и смысл жизни личности 100
Контрольные вопросы 103
Литература 103
Глава 5, Психологическая устойчивость личности 104
Понятие «психологическая устойчивость» 104
Общее представление о психологической устойчивости 106
Составляющие психологической устойчивости 108
Вера как опора психологи ческой устойчивости 112
Вера в магические силы (магическая направленность сознания) 116
Религиозная ориентация 117
Доминанты активности как опоры психологической устойчивости. 118
Психологическая устойчивость как сопротивляемость 120
Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости 122
Контрольные вопросы 124
Литература . 1 24
Глава 6. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья 126
Общие положения 126
Психологические типы как формы психического здоровья 1 27
Акцентуации личности и психическое здоровье 134
Контрольные вопросы 141
Литература 142
Глава 7. Социальное здоровье 143
Здоровье как социальный феномен 143
Социальная структура и здоровье 151
Здоровье в территориальных общностях 161
Здоровье и социальные организации 165
Социальные изменения и здоровье общества 1 70
Система здравоохранения как институт социального контроля 172
Контрольные вопросы 173
Литература 174
Глава 8. Душевное здоровье и культура 176
Представления о душевном здоровье в истории европейской философии. 176
Душевное здоровье и культура в трудах психологов. 202
Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция . 216
Контрольные вопросы 228
Литература 229
Глава 9. Тендер и здоровье 230
Тенденции в здоровье мужчин и женщин. 232
Тендерные предубеждения специалистов 235
Контрольные вопросы 240
Литература 240
Раздел III. Образ жизни 241
Глава 10. Здоровье и образ жизни 242
Понятие «образ жизни» 242
Основы рационального питания. 245
Личная гигиена и здоровье 252
Двигательная активность и здоровье 254
Кодекс здоровья. 259
Контрольные вопросы 262
Литература 262
Глава 11 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 264
Контрольные вопросы 273
Литература 274
Глава 12. Отношение к здоровью 275
Концепция «психология отношения» 276
Отношение к здоровью 279
Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. 283
Контрольные вопросы 291
Литература 291
Глава 13. Основы сексуального здоровья 292
Краткий исторический обзор 293
Понятие сексуального здоровья 296
Количественные основы сексуальности 299
Качественные основы сексуальности 302
Мужская и женская сексуальность . 303
Личностные особенности и сексуальность 307
Гармония и дисгармония сексуальных отношений 310
Профилактика сексуальных дисгармоний (Консультации по вопросам совершенствования сексуальных отношений) 314
Контрольные вопросы: 319
Литература 320
Глава 14. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа 321
Модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа. 322
Сексуальность и СПИД 326
Психологические факторы рискованного поведения 332
Контрольные вопросы: 336
Литература 336
Глава15. Профилактическая наркология 337
Психологические основы первичной профилактики зависимостей. 337
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей 340
Психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам 343
Человечество без наркотиков? 346
Легальные наркотики 347
Табак. 347
Алкоголь 349
Лекарства 357
Нелегальные наркотики. 359
Личность и наркотики 361
Молодежь и риск употребления наркотиков 364
Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков . 365
Факторы зашиты 367
Спор о легализации 367
Политоксикомания 368
Созависимость 369
Контрольные вопросы 370
Литература 371
Интернет против наркотиков: 372
Приложение 372
«Групповой портрет» психоактивных вешеств 376
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков 381
Глава 16. Психическая саморегуляция и здоровье 386
Концепции психической саморегуляции 386
Виды психической саморегуляции 390
Контрольные вопросы 408
Литература 408
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье 409
Глава 17. Перинатальная психология 410
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия 410
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье. 411
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье 41 7
Влияние особенностей течения родов на развитие человека и его здоровье 422
Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье 424
Контрольные вопросы 429
Литература 4 29
Глава 18. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет 430
Ранняя психотерапевтическая помощь 430
Социально-педагогическая ранняя помощь 432
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования 434
Контрольные вопросы 435
Литература 436
Глава 19. Внутренняя картина здоровья детей и подростков 437
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья. 437
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка 441
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 448
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья 453
Психологическая помощь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья 457
Контрольные вопросы 463
Рекомендуемая литература 464
Глава 20. Психическое здоровье студентов 466
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов 466
Стресс в студенческой среде 470
Ранняя профилактика психического здоровья студентов . 475
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов 476
Контрольные вопросы 479
Литература 480
Глава 21 . Психология профессионального здоровья 481
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект 481
Психологическое обеспечение профессионального здоровья . 485
Профессиональное самоопределение 485
Профессиональная подготовка.. 486
Профессиональная адаптация 488
Надежность профессиональной деятельности 490
Стресс в профессиональной деятельности 495
Безопасность труда 503
Контрольные вопросы 506
Литература 506
Глава 22. Работоспособность как критерий профессионального здоровья 508
Понятие профессионального здоровья 508
Факторы профессиональной работоспособности. 509
Профессиональная реабилитация 513
Контрольные вопросы 516
Литература 517
Глава 23. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека 518
Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности 518
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 521
Общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях 526
Общая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях . 533
Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях . 538
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях 541
Контрольные вопросы 546
Литература 546
Глава 24. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления 548
Феномен «выгорания» и его причины 548
Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности. 559
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания 564
Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания 564
Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости 567
Классификации типов ресурсов преодоления 567
Выгорание и теория «консервации ресурсов» 569
Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием 571
Контрольные вопросы 572
Литература 572
Глава 25. Психология старения и долголетия 574
Основные понятия геронтологии 574
Признаки психического старения 578
Профилактика старения 588
Контрольные вопросы 597
Литература 597
Алфавитный указатель 599

С этим еще читают

- Парикмахерские инструменты: самые основные - расчески и щетки
- Львов: все достопримечательности за 24 часа
- Корректирующая косметика скрывает все недостатки кожи
- Получение военного билета после 27 лет
- В Оренбуржье начали прививать от гриппа
- Как выбрать место для поминок в Москве вблизи кладбища или крематория?
- Элитный Салон штор "DECORATOR

Ваши комментарии: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
RSS

Статьи

Медицина и лечение
Уход за фигурой
Беременность и дети
Вредные привычки
Косметика для женщин
Уход за волосами
Народная медицина
- Неровные зубы у ребенка — что делать?
- Советы по выбору мебели в прихожую.
- Как выбрать набор для специй
- Правильные ортопедические матрасы
- Утепление лоджий шаг за шагом
- Белорусская уходовая косметика
- Как правильно выбрать матрас в детскую кроватку?
- Похудение с помощью обертываний — эффективные рецепты
- Как выбрать матрас для ребенка
- Как правильно выбрать матрас?
- Как выбрать хороший СПА салон
- Пигментные пятна на лице – почему появляются и как избавиться?
- В каких продуктах содержится витамин С: берем перец и киви
- «Глорис». Отзывы о косметике для тела
- Есть ли польза от экономистов
- Любое торжество: Корпоратив На ура!
- Интернет-сайты — мощный инструмент для продажи автомобилей
- МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ. ЧТО ЭТО?
- КАКОВ ОН, НАТУРАЛЬНЫЙ ПЧЕЛИНЫЙ МЕД?
- ЧТО ТАКОЕ ВЕБИНАР
- Как выбрать место для поминок в Москве вблизи кладбища или крематория?
- Книги для младенца: что читать самым маленьким?
- Как подружить ребёнка с книжкой?
- Что делать, если ребенок вами манипулирует?
- Пять советов как выбрать хороший салон красоты в Казани
- Правдивые новости, или где искать достоверную информаци
- Объём шарового сегмента. Теорема
- JuicyCouture.com (Джуси Кутюр) – официальный интернет-магазин иконы американского гламура
- 7 преимуществ заочного образования
- СРО – что это такое? И как в него вступить?